Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Культурно-досуговый центр «Красногвардейский»

 

О коллективе

 «Театр Рассказчика»  объединяет  людей,  стремящих  овладеть мастерством чтеца, рассказчика и пропагандировать культурные,  духовные и нравственные  ценности через постановки спектаклей в жанре рассказа.  

Истоки этого жанра следует искать в художественном чтении литературных произведений вслух. Такое искусство именуется чтецким. Сам по себе этот жанр предполагает лишь выразительное чтение выбранного произведения, то есть работу с интонацией. Но целью подлинного искусства являются поиски художественной правды, вдыхающей жизнь в исполняемое произведение. И потому многие художники «живого слова» искали приёмы, помогающие добиться большей точности, выразительности исполнения, добиться настоящей «жизни на сцене». Для этого они обращались к традициям устного народного творчества и реалистическому актёрскому искусству. Среди создателей профессионального искусства рассказа М.С. Щепкин, П. Садовский, В.Н. Андреев-Бурлак, А.Я. Закушняк.

Как самостоятельный жанр, театр рассказа был реализован в полном объёме экспериментальным коллективом под руководством Николая Сергеевича Говорова в 1959-1969 гг.  В его театре само явление РАССКАЗА представлено во всей полноте: рассказчик – партнёр – обстоятельства рассказа. Именно введение партнёра на сцену как полноправного участника процесса общения послужило отправной идеей для Н.С.Говорова в создании нового жанра. Слушая - слышать, быть естественным соучастником живого рассказа; действовать, отражая своим сценическим поведением отношение к произносимому слову - одна из самых сложных актёрских задач. Именно умение рассказчика становится основой актёрского мастерства в жанре театра рассказа.

Режиссёрская функция по выстраиванию мизансцен и характера персонажей в таком жанре отсутствует. Режиссёр влияет на актёров главным образом через обсуждение импровизационного проигрывания этюда, спектакля, давая при этом развёрнутый анализ поведения в контексте предлагаемых обстоятельств. В этом жанре  режиссёром может быть каждый актёр.

В основе работы коллектива «Театр Рассказчика» - литературные произведения, в которых доминируют диалоги и взаимодействие персонажей

В репертуарной афише «Театра Рассказчика» спектакли:

«Юмористические рассказы» по произведениям А.П. Чехова,

сцены из романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» и повести «Пиковая дама»,

«Пушкинские истории о жизни»,

«Семейный роман в диалогах» по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»,

«Ещё раз ОГенри или родственные души» по рассказам классика,

 «Не отрекаются любя» по произведениям советских авторов,

«Мой внук Вениамин» по пьесе Л. Улицкой,

«Охота быть человеком» по произведениям В. Шукшина,

весёлые новогодние спектакли и другие.

Особое место в творчестве «Театра Рассказчика» занимают работы, отражающие военную тематику, мужество и самоотверженность воинов: «Праздник радостного дня» по «Блокадной книге» А.Адамовича и Д. Гранина, «Завтра была война» по повести Б. Васильева, «Русский солдат сквозь века» по рассказам И. Тургенева и Г. Фёдорова, «Час мужества» - спектакль по рассказам В.Гуда, военного врача, участника боевых действий.

Коллектив активно гастролирует, выступает на площадках Петербурга и Ленинградской области, каждую вторую и четвертую субботу показывает спектакли на сцене филиала «Малоохтинский» (Малоохтинский проспект, 86).

Занятия бесплатные!


Руководитель

Игорь Сергеевич Иванов – руководитель «Театра Рассказчика»,  режиссёр, актёр, педагог-психолог высшей квалификации.

С основоположником жанра Театра рассказа Н.С. Говоровым Игорь Сергеевич  впервые познакомился в 1984 году, будучи студентом ленинградского института им. М.Д.Бонч-Бруевича. Эта встреча определила всю дальнейшую жизнь. Игорь Сергеевич прошёл путь от актёра до ведущего студийца, руководителя группы, соратника Н.С. Говорова. Ныне своей главной задачей считает сохранение и приумножение наследия Учителя.

Помимо работы над спектаклями, Игорь Сергеевич проводит с артистами театра экспериментальные занятия по практическому изучению методик, направленных на развитие скрытых в каждом человеке творческих способностей; совершенствование рассказчицкого мастерства через развитие восприятия, взаимодействия, памяти.

Особенно популярными в деятельности коллектива стали спектакли-импровизации, когда актёрам, которых выбирает И.С. Иванов для участия в спектакле, конкретная тема даётся непосредственно в момент выхода на сцену. Далее актёры импровизируют, выстраивая здесь и сейчас в течение определённого времени сюжетную линию.

В обсуждении увиденного участвуют и зрители.